english    russian    deutsch

Хива

Хива

Согласно письменным источникам и сохранившейся архитектуре, Хива - относительно молодой город и только археологические данные свидетельствуют о том, что город был одним из центров древнего Хорезма. В VIII в. эти земли были завоеваны арабами и стали частью исламского мира. Развитие Хорезма в IX – XIII вв. привело к возникновению державы Хорезмшахов, разгромленной в XIII в. монголами. В XIV – XV вв. Хорезм был частью государства Темуридов, а в XVI в. обособился под властью чингизидских ханов. К XVII в. изменение русла Амударьи сделало Хиву главным городом оазиса, и она стала столицей ханства. В 1920 г. хивинский хан был свергнут, и образовалась Хивинская Республика. В 1925 г. её земли вошли в состав СССР, а Хива стала частью Узбекистана.

Куня-Арк «старая крепость» - внутренняя ханская цитадель Ичан-калы. Она основана в XVII в. хивинским ханом Мухамед-Эренком. К концу XVII в. Куня-Арк был уже «городом в городе», отдельным от Ичан-калы высокой стеной. Здесь находились: ханская мечеть, резиденция хана, верховный суд, ханская приемная – куриныш-хана, пороховой завод, арсенал, монетный двор, канцелярия, гарем, кухни, конюшни и др.

Хива
В северо-западном углу куриныш-ханы сделан выход через коридор, ведущий в гарем и на холм Ак-Шейх-бобо. Это – самая высокая точка Куня-Арка, которая использовалась как дозорная вышка цитадели. По легендам, на этом месте в XIV в. находилась келья святого Ак-Шейх-бобо. У подножия холма расположен ханский гарем, состоящий из одноколонного айвана и нескольких двухэтажных жилых помещений. Между гаремом и куриныш-ханой находился комплекс, включающий монетный двор и ханскую мечеть.  

Ичан-Кала «внутренняя крепость» - это внутренний город Хивы. Крепость окружена мощной глиняной стеной длиной более 2200 м, высотой – 7-8м. Ичан-Кала как исторический центр Хивы внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь находится более шестидесяти архитектурных памятников: ханские дворцы, мечети, медресе, минареты, мавзолеи. В XVII в. внутри Ичан-Калы была построена ханская крепость Куня-Арк, где разместились ханские административные учреждения. По центру каждой из четырех стен Ичан-Калы находятся ворота (дарваза).
Хива

Ак-мечеть, «белая мечеть», была сооружена в середине XVII в. при Ануш-хане. Эта небольшая квартальная мечеть у ворот Палван-дарваза. Рядом с Ак-мечетью расположены бани Ануш-хана. Считается, что они были построены в честь Ануш-хана его отцом – известным историком Абулгази-ханом. Бани Ануш-хана представляют интерес своей отопительной, водоснабжающей и канализационной системами.


Хива
Соборная мечеть Хивы, или Джума-мечеть, находится в центре Ичан-Калы у дороги от ворот Палван-дарваза к Ата-дарваза. Это очень архаический тип мечети с плоскими потолками на колоннах, не имеющий аналогов в Центральной Азии. Подобное строение имели древние арабские мечети.  Обращает на себя внимание тот факт, что пять минаретов Хивы находятся на одной линии, отстоя друг от друга на расстоянии около 200 м. В центре расположен минарет главной мечети Ичан-Калы – Джума-мечети. К западу от него Кальта-Минор и далее минарет комплекса Ша-Каландар-бобо. К востоку – минарет мечети Сейид-бия, а далее – минарет Палван-кари.

В самом сердце Ичан-Калы слева от дороги, ведущей от ворот Ата-дарваза к Палван-дарваза, находятся два исторических медресе. Первое связанно с чингизидом Араб-Мухаммад-ханом, второе – с основателем династии мангытов – Мухаммад-Амининаком.
Хива

Мавзолей хоризмийского шейха Сейида Ала ад-Дина – одно из наиболее древних и почитаемых исторических мест Хивы. Собственно мавзолей представляет собой очень скромное низкое купольное строение, глубоко вросшее в землю. Внутри него находится изысканное майоликовое надгробие  XIV в., украшенное растительным орнаментом и арабскими надписями. К усыпальнице шейха позднее была пристроена поминальная купольно-портальная мечеть.

Мемориал Пахлаван-Махмуда – это главный культовый центр Ичан-Калы. Он сложился у могилы святого покровителя Хивы Пахлаван-Махмуда – поэта и философа, профессионального борца и мастера – скорняжника. Он почитался не только в Хиве, но и в Иране и Индии как покровитель борцов и поэтов, исцелитель болезней.
Хива
Поэт, по преданию, был похоронен в своей мастерской, и в  XIV - XVII вв. вокруг его погребения возникает городское кладбище. Уже Ширгази-хан, сооружая свое медресе в начале XVIII в., целенаправленно ориентировал его на погребение Пахлаван-Махмуда.

В период правления Алла-Кули-хана центр государственной, общественной и торговой жизни Хивы перемещается в восточную часть Ичан-Калы. Здесь у ворот Палван-дарваза был возведен целый комплекс новых строений, связанный с именем Алла-Кули-хана: новый ханский дворец, медресе, караван-сарай и торговый купольный центр. Дворец Алла-Кули-хана, названный Таш-Хаули - «каменный двор», напоминает крепость с высокими стенами, увенчанными зубцами, башнями и укрепленными воротами. В его архитектуре использованы традиции хорезмских домов и загородных усадеб «хаули» с их замкнутыми дворами, тенистыми колонными айванами и лоджиями.

Хива
Семейный ханский двор Таш-Хаули отделен от официальной части двора сплошным коридором. Его южную сторону занимают пять главных помещений: покои хана и его четырех жен. Двухэтажная жилая застройка по периметру двора была предназначена для прислуги, родственниц и наложниц. Каждый айван гарема – шедевр хивинского прикладного искусства. Их стены, потолки, колонны покрыты неповторяющимися орнаментальными узорами. Майоликовые панно стен имеют традиционную сине-бело-голубую окраску, потолки расписаны красно-коричневыми красками. Окна закрыты медными ажурными решетками.

Ислам-Ходжа был главным визирем Хивинского ханства при Мухаммад-Рахим-хане II и его сыне Асфендиярхане. На его средства в Хиве были построены хлопкоочистительный завод, больница, аптека, почта, телеграф, светская школа. В 1908-1910 гг. Ислам-Ходжа построил на юго-востоке Ичан-Калы ансамбль, состоящий из самого маленького медресе и самого высокого минарета Хивы, восходящего своей формой к древним минаретам XI-XII вв. Верхняя площадка минарета на высоте 45 м является самой высокой точкой обзора панорамы Хивы.

В творениях древних зодчих Хивы присутствуют: традиционная резьба по дереву, майоликовые панно стен, кирпичная мозаика. 

 
Исторические и архитектурные памятники Хивы:
    

Ичан-Кала:
  • Ата-Дарваза (1842-1975)
  • Багча-Дарваза (19 век)
  • Палван-Дарваза (1804-1806)
  • Таш-Дарваза (30-40 гг. 19 века – 1873 г.)
  • Стены Ичан-Кала
  • Ак Мечеть (1838-1842)
  • Багбанли Мечеть (1809)
  • Джума Мечеть (10-й век, 1788), Минарет Джума Мечеть (10-13 века)
  • Хасан Мурад Кушбеги Мечеть (1800)
  • Шейх Мухтар Ата Мечеть (1810 – 1838 гг.)
  • Яр Мухаммад Девон Мечеть (18 век)
  • Медресе Абдулла-хана (1855)
  • Медресе Абдурасулбай (1906)
  • Медресе Алла-Кули-хана (1834 - 1835)
  • Медресе Амир Тура (1870)
  • Медресе Араб Мухаммад-хана (1616. 1834)
  • Медресе Атажанбай (1884)
  • Медресе Дост Алям (1882)
  • Медресе Ходжа Марама (1839)
  • Медресе Ходжамбердыбия (1688-1834)
  • Медресе и минарет Ислам Ходжа (1910)
  • Медресе Кази Калян (1905)
  • Медресе Матнияз Деван-беги (1871)
  • Медресе Матпанабай (1905)
  • Медресе Матрасулбай Мирзабоши (1905)
  • Медресе Мазари Шариф (1882)
  • Медресе Мухаммад Амин Инак (1785)
  • Медресе Мухаммад Амин-хана (1855)
  • Медресе Мухаммад Рахим-хана II (1871)
  • Медресе Муса Тура (1841)
  • Медресе Кутлуг Мурад Инак (1804 – 1812)
  • Медресе Шергази-хана (1718 – 1726)
  • Медресе Толиб Максум (1910)
  • Медресе Якуббай Ходжа (1873)
  • Медресе Юсуф Ясулбаши (1906)
  • Минарет Кальтар (1855 г.)
  • Минарет Мурад-Тура (1888 г.)
  • Мавзолей Пахлаван Махмуда (14-16 века)
  • Мавзолей Паяндо (16 век)
  • Мавзолей Саида Аллауддина (1303г.)
  • Мавзолей Тугон Тура (19 век)
  • Мавзолей Уч Овлия (16–20 века)
  • Мавзолей Юнус-хана (1558-1559 гг.)
  • Караван сарай Алла-Кули-хана (1832-1833)
  • Тим Алла-Кули-хана(1836-1838)
  • Торговый Дом Палван Кари (1905)
  • Куня Арк (17-19 века)
  • Дворец Таш Хаули (1830-1838)

Дишан-Кала:
     
  • Гандимьян-Дарваза (1842-1970)
  • Хазарасп-Дарваза (19 век)
  • Кош-Дарваза (1912)
  • Стены Дишан-Кала (1842)
  • Саид Нияз Шаликарбай Мечеть, Медресе и Минарет (1835 – 1845 г.г.)
  • Медресе Биканжан Бика (1894) и Минарет Бикажан-Бика (1903 г.)
  • Медресе Хорезмшах (1915)
  • Медресе Мамат Марам (1903)
  • Медресе и Минарет Палван Кари (1905)
  • Медресе Саид Мухаммад-хан (1864)
  • Медресе и Минарет Турт Шаффаз (1885)
  • Мавзолей и Минарет Абдал Бобо (8–18 века)
  • Минарет Каптархон (19 век)
  • Минарет Мухаммад Марам (1903 г.)
  • Минарет Чилли Авлия (19 век)
  • Мавзолей Саид Мухаммад Махирий (19 век)
  • Мавзолей Шакаландар Бобо (16 век)
  • Арка Тозабог (1910)
  • Дом Худайбергена Деванова (1908)
  • Дворец Кибла Тозабог (1897)
  • Дом Матвафо Карванбоши (1910)
  • Дворец Нуруллабай (1910-1918)

Хивинский Район:
  • Атаджан-тура Мечеть и Медресе (1893-1899)
  • Медресе Ибрагим Ходжа (1888)
  • Минарет Шихмавлон (19 век)
  • Мавзолей Биби Ходжар (1846 г.)
  • Мавзолей Шейх Мавлон Бобо (19 век)
  • Мавзолей и Минарет Шахимардан (18 век)
  • Богишамал (сад Алла-Кули-хана) (1842)
  • Чадра Хаули (17-19 века - 1871)
  • Резиденция Ислам Ходжа (1910)


© 2008-2013 Avesta Art Tour